Jai Mata Di !! 20 октября Дурга -пуджа.
Дурга означает «непобедимая» или "труднодостижимая".
Слог ду напоминает о четырех асурах - это: бедность (даридра), страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана).
Звук р - означает болезни (рогагхна), а слог га — грехи (папагхна), несправедливость, жестокость, леность и прочие дурные наклонности. Таким образом, богиня Дурга уничтожает все виды зла, символизируемые звуками ду,р и га.
Поклонение Дурге было распространено с древнейших времен. Господь Рама обращался к Матери Дурге с молитвой, чтобы добиться победы в сражении с царем Раваной.
В «Махабхарате» Кришна наставляет Арджуну, чтобы тот обратился к Дурге за помощью в борьбе с Кауравами.
Вайшнавы поклоняются Дурге как йога-майе Вишну, а шайвы почитают ее как супругу Шивы.
Вайшнавы и шакты называют ее также Умой или Парвати. Шакты верят в то, что она является маха-майей, коренной причиной мира имен и форм.
В «Дурга-саптшати», священном тексте приверженцев Дурги, приводятся ее 108 имен; это означает, что она являет собой все облики Божественной Матери, то есть саму Божественную Мать. В «Маркандейя-пуране» рассказывается история о проявлении Дурги. Однажды изо рта разъяренных Вишну, Шивы и Брахмы изошел огромный светящийся шар. В тот же миг такие же шары возникли из уст других разъяренных богов и полубогов. В результате все испущенные богами и полубогами свечения слились в одно: сияние распространилось во всех направлениях, а боги и полубоги узрели ослепительный и лучистый пламенный шар непреодолимой силы и энергии.
Сияние силы медленно превратился в Богиню.
Ее лицо было соткано из света, изошедшего из уст Шивы.
Свет Рамы наделил Ее длинными темными волосами, а лучезарность Вишну — двумя руками. Лунный свет дал Ей две груди, а свечение Индры — среднюю часть туловища. Бедра были рождены сиянием Варуны, а ягодицы — теджасом Притхиви. Свет Брахмы стал Ее ступнями, а кончики пальцев ног возникли из лучей Солнца. Свет Васу превратился в пальцы Ее рук, а сияние Куберы — в Ее нос. Три глаза Богини возникли из сияния Агни. Уши были рождены светом Марута, а остальные части тела появились из сияний Вишвакармана и других богов.
Все Боги даровали Дурге могущественное оружие.
Шива сотворил из собственного трезубца еще один и подарил его
этой Богине.
Вишну создал диск из своей чакры. Варуна дал Ей копию своей раковины, Паван — лук и стрелы, а Индра сделал из своей ваджры еще одну стрелу. Йама, бог смерти, даровал Ей данду (жезл), а Брахма — камандалу (сосуд для воды).
Солнце наполнило своим свечением все поры тела Богини, а Кала одарил Ее мечом и щитом. Вишвакарман преподнес Ей боевой топор и непробиваемые доспехи.
Так Дурга получила самые разные средства нападения и защиты. Эта история из «Маркандейя-пураны» показывает, что Дурга представляет собой обобщенный символ всех божественных сил.
Она возникла из сияния всех Богов и потому несет в себе сущность каждого из них.
В «Сканда-пуране» Дурга идентифицируется с Изначальной Пракрити и Шакти. В «Бхава-упанишаде» Она восхваляется как Брахмарупини. В «Курма-пуране» она идентифицируется с Ниргуна-Брахманом.
Она возникла в самом начале времен, еще до того, как началось сотворение. Рассказывают, что Вишну спал, и во время этого йогического сна из его пупка появился Брахма-Творец. Брахма не осознавал цели своего рождения и потому принялся медитировать на спящем Вишну. В это время из грязи в ушах бога Вишну были порождены два могущественных асура, Мадху и Кайтабха; они бросились к Брахме, чтобы убить его. Брахма был недостаточно силен, чтобы уничтожить демонов и обратился с молитвой к Шакти-Махамайе. На молитвы Брахмы явилась Божественная Мать; Она разбудила Вишну и показала ему нечестивые намерения Мадху и Кайтабхи. Вишну сражался с этими асурами в течение пяти тысяч божественных лет, однако тоже не смог их уничтожить. Тогда Божественная Мать околдовала их и заставила произнести такие слова: «Вишну, мы достаточно долго бились с тобой. Проси чего хочешь». Скованным собственным словом асурам пришлось исполнить желание Вишну — тем временем сам Вишну выхватил свой метательный диск и отсек им головы.
В «Дурга-саптшати» рассказывается другая история. Давным-давно на свете жил царь Суратха — в полной беспомощности он обитал в лесу, ибо враги отняли у него царство. Оставаясь в лесу, он стал одержим непрестанными мыслями о своем царстве, сокровищах и дворце. Однажды царь Суратха повстречал торговца по имени Самадхи. Этот торговец был обманут и ограблен собственными женой и детьми, которые выгнали его из дому. Торговец тоже постоянно вспоминал об утерянном богатстве; царь испытал к нему сочувствие, и они сдружились. Они вместе построили в лесу ашрам и поселились в нем. В один прекрасный день им случилось принимать в качестве гостя великого святого по имени Медха Риши — он поведал им историю Божественной Матери и рассказал о том, что надлежащее поклонение ей способно положить конец их бедствиям. Существует еще одна история о могущественном демоне по имени Махиш, или Махишасура; его дар заключался в том, что никто не мог убить его, за исключением прекрасной женщины. Получив такой дар, он стал неуязвимым, победил Индру (бога небес) и низверг его с престола. Демон покорил все три мира и изгнал богов из их обители на небесах. Боги во главе с Брахмой и Вишну отправились к Шиве и рассказали ему о жестокости и коварстве Махиша. Услышав об этих злодеяниях, Шива пришел в ярость, однако он понимал, что дар демона делает его таким же беспомощным, как и всех остальных богов.
Только Божественная Мать смогла положить конец этой ужасной драме. В ярости Шива изверг из уст луч света, после чего такие же лучи породили все боги и полубоги. Лучи света соединились и проявились в облике прекрасной Богини. Богиня издала рев, от которого содрогнулись все три мира; услышав его, Махишасура отправил своих полководцев, чтобы те уничтожили новорожденную силу. Все великие полководцы Махишасуры — Чикшур, Чамар, Удагра, Махахану, Аси-лома, Вашкал и Видалакша — один за другим являлись со своими армиями на битву, однако были уничтожены Божественной Матерью Дургой.
После смерти его верных полководцев Махишасура лично появился на поле битвы, и сражение началось — он оборачивался то быком, то львом, то слоном. Он то стоял на земле, то поднимался в пространство и вел битву оттуда.
Затем Божественная Мать сошла со своего льва, прыгнула на плечи Махишасуры и отсекла ему голову. Его смерть вызвала среди богов волну радости, и все они восславили Дургу. Таким образом, о Дурге рассказывают множество историй, которые являются одновременно и очень похожими, и достаточно различными.
Божественная Мать воплощается в формах, чтобы установить равновесие и гармонию, покой и благополучие. Все истории о Дурге и других воплощениях Божественной Матери связаны с непрестанной борьбой между божественными и демоническими силами, вечными парами противоположностей.
Существование мира имен и форм невозможно без такой борьбы. Демонические силы саморазрушительны, однако чрезвычайно
могущественны, тогда как Божественные Силы созидательны и действенны, однако замедленны. В начале перевес обычно на стороне демонических сил, ибо они объединяются вместе, а Божественные Силы оказываются рассеянными. Однако после того, как демонические силы вызывают нарушение равновесия, все боги объединяются, сливаясь в единую Божественную Силу - Шакти — она проявляется в облике Богини или Бога, чтобы уничтожить зло и восстановить утраченное равновесие.
Демонические силы опираются на эгоистичность, корысть и истязание других, а Божественные — на самопожертвование, покаяние, самоотверженное служение, любовь, всеобщее братство и способность видеть Божественное в любой частице сущего.
Древние легенды о Богах и Богинях подчеркивают победу добра над злом в той борьбе, которая протекает внутри каждого человеческого существа.
Стремление к роскоши, материальным обретениям и физическим удобствам представляет собой демоническую силу внугри нас; она проявляется в форме гнева, ненависти, алчности, гордыни, ревности, заблуждениях, тщеславии, зависти и привязанностях. Эти силы поднимаются на поверхность, когда бы у человека ни возникли корыстные интересы.
В противоположность им, преданность, милосердие, любовь и мысли о Всеобщем Благе человечества представляют собой Божественные Силы внутри человека; они проявляются как дисциплинированность, ненасилие, вера, уверенность, подлинная самоотверженность и отрешенность от любых личных обретений.
Дурга являет собой недвойственное существование наполненного энергией сознания.
Будучи Божественной Матерью, Она уничтожает дисгармонию, вызывающую нарушения равновесия в феноменальном мире. Она желает добра всем и каждому — даже тем, кого уничтожает, ибо Она приходится матерью и этим созданиям.
После того, как Она уничтожила Махишасуру, Боги спросили: «Мать, Ты могла бы испепелить Махишасуру и его полководцев своей божественной лучезарностью. Почему же Ты участвовала в этом ужасном сражении?»
Божественная Мать ответила: «Если бы я просто испепелила их, они оказались бы в аду, и тогда им трудно было бы совершенствоваться и развиваться. Однако благодаря сражению со мной и гибели от моей руки они попали в рай, где смогут превратиться в добрых существ».
Таким образом, Дурга стремится не просто уничтожить зло, но преобразить его в благую энергию. Чаще всего Дурга изображается восьмирукой, хотя иногда число рук может равняться десяти, а в облике Махадурги она имеет двадцать рук. Ей в равной мере поклоняются и Боги, и асуры, и люди всех каст и убеждений
Деви и Шакти, Божественная Сила, которая проявляет, поддерживает и разрушает вселенную, является единственной Силой Бытия. Фактически, поклонение Деви не является сектанским, оно не принадлежит какому либо культу. Под Шакти, мы можем понимать исуществование всех форм жизни и бытия вообще, силу знания и всеведения. Эти проявления являют признаки Бога, мы можем называть Его Вишну или Шива, как желаем. Другими словами, Шакти это сама способность Абсолюта, в его проявлении многообразия и Богов проявляющими этот мир.
Шакти и Шакта - единое целое; сила и обладающий силой, не могут быть разделены, Ишвара и Шакти подобны огню и жару огня.
Деви - это Великая Шакти. Она Майа, поскольку из ее майи, происходит сансара. Как Владычица Майи, Она - Махамайа. Деви - это Авидья(Незнание), потому что Она связывает и Она Видьйа(Знание), поскольку Она освобождает и уничтожает сансару. Она Пракрити, как существующая изначальнее, чем создание - Адья Шакти. Деви является Вачакашакти, манифестацией чит в Пракрити, Она - Вачьйашакти или чит в Самости. Атма - это Деви. Шакти, это Брахман в Его аспекте матери(Шри Мата), как Творца и Держателя миров.
Деви, как Парабрахман, находится за пределами всех форм и гун.
Шакти является также майей, благодаря которой Брахман создает Вселенную, чтобы проявить Себя отличным от Того, Кем Он является. Шакти является Мулапракрити или непроявленным бытием, когда Вселенная находится в проявленном состоянии. Это первопричина, состящая из трех гун или качеств - саттва(тот, который проявляет), раджас(тот который действует) и тамас( тот, который скрывает и производит инецию). Три гуны представляют Природу как открытие или проявление Духа. Таким образом, Деви это гунанидхи( та, которая порождает гуны). Мулапракрити, можно сравнить с маткой, в которую помещается семя Брахмана, в результате соединения которых происходит нарушение "равновесия" гун. Из этого, гуны в различных их комбинациях или соединениях, развиваются
под "контролем" Шивы(чит), как Вселенная, которая управляется Махешварой и Махешвари. Такая "двойственность" Шивы и Шакти, которые проявляются в Парашакти - майа и пронизывают всю вселенную, присутствуют в человеке как СвайамбхуЛингам, обвитый Кундалини в Муладхара-чакре. Шабдабрахман, принимает форму кундалини в теле человека и всех дышащих существ. Кундалини - светящиеся жизненная энергия(джива-шакти), которая проявляется как прана и дремлет в муладхаре.
Дурга является Божественной Матерью. Она - энергия Ишвары. Без Дурги, Шива не выразим и без Шивы, Дурга не существует. Шива - душа Дурги; Дурга идентична и едина с Шивой.
Шива - безмолвный свидетель, Он неподвижен и неизменчив, Егоне затрагивает мировая игра. Именно Дурга творит все сущее.
Сражаясь с армией Махиша-асуры, Дурга Ма проявилась в девяти формах:
-Шайлапутри - является Шакти трех богов - Брахмы, Вишну и Шивы. Она восседает на быке и держит в своих руках тризубец и цветок лотоса.
-Брахмачарини - являет собой основу всех аскез и садхан. Она сияет благословением и счастьем, Она дарует освобождение.
-Чандрагханта - источник храбрости и смелости, Она восседает на льве и держит в своих десяти руках различные виды оружия. Она уничтожает зло и невежество.
-Кушманди - восседает на льве, держа в своих восьми руках оружие. Она является олицетворение Божественного присутствия и милости Божества.
-Скандамата - Божественная Мать Сканды. Она сияет светом и жаром, подобно огню. Она восседает на льве и является свидетелем всего происходящего. Ее три глаза подобны Всевидящему закону справедливости.
-Катьяйяни - Очаровывающая Богия Вриндавана. Ее золотистое тело озараяет просторанство подобно солнцу. Она восседает на льве, держа в своих четырех руках божественное оружие.
-Каларатри - ее вахана осел. Эта форма Деви, рассеивает тьму в своих преданных и дарует свободу от страха и бед.
-Махагаури - подобна восьмилетней девочке и сидит на быке, в своих четырех руках, она держит оружие и дарует свои преданным внутренний покой.
-Девадути или Сиддхидхатри - источник всех мистических совершенств и достижений. Ее вахана бык и в своих четырех руках она держит оружие. Она одаривает свои преданных всеми совершенствами.
Во время Наваратри, также поклоняются каждому проявлению Дурги.